ММКФ 2018: Два российских фильма в основном конкурсе
30 марта в отеле «Стандарт» в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная 40-му Московскому Международному кинофестивалю (ММКФ). О киносмотре, который в этому году, ввиду предстоящего чемпионата мира по футболу, пройдет с 19 по 26 апреля, рассказали программный директор ММКФ, кинокритик Кирилл Разлогов, директор по связям с общественностью Петр Шепотинник, председатель отборочной комиссии Андрей Плахов. Помимо основной программы конкурса организаторы подготовили ретроспективу фильмов «Бергман. Известный и неизвестный», посвященную 100-летию легендарного шведского режиссера, программу лучших фильмов открытия ММКФ за все прошедшие фестивали, давно готовящуюся к выходу программу картин с Брюсом Ли, специальную программу «Две недели длиной в 50 лет», состоящую из самых интересных фильмов Каннской секции «Двухнедельник режиссеров» и другие. На сегодняшний день в основной программе конкурса заявлено 15 фильмов из Норвегии, Республики Кореи, Португалии, Аргентины, Новой Зеландии, Италии, Казахстана, США, Узбекистана, Турции, Франции и Бельгии, стран Балтии. Россию на фестивале представят две картины: «Царь-птица» режиссера Эдуарда Новикова, родом из Якутии, и «Ню» китаянки Ян Гэ. Если «Царь-птицу» можно отнести к «олдскульному» традиционному кинематографу, история которой почти фольклорна (по сюжету старик со старухой, живущие в глухой тайге, приручают вольную птицу, которую считают священной), то работа дебютантки Ян Гэ – раскованное и свободное кино, отчасти вызывающее и дерзкое, созданное практически без бюджета. Интересно и то, что в картине прозвучат песни собственного исполнения Ян Гэ, финалистки шоу «Голос» на ТНТ. Игровые фильмы, представленные в основной конкурсной программе, отличаются друг от друга жанрово и стилистически: «12-й человек» Харальда Цварта – военная драма о выживании в невозможных обстоятельствах, «Воспоминания солдата» — простая и скромная картина с глубоким гуманистическим импульсом, «Год Леона» — драма, отражающая сложный образ женщины, «Офелия» — американская картина, поставленная по пьесе Шекспира. По шутливому замечанию спикеров, многие картины основного конкурса 40-го ММКФ рассказывают о животном мире: «С пеной у рта» режиссера Яниса Нордса (о полицейском, который вынужден переквалифицироваться в тренера служебных собак), эксцентричная комедия «Гаспар едет на свадьбу» Антони Кордье (действие происходит в зоопарке) и российская лента «Царь-птица» про священную птицу тайги – орла. «Достаточно сложно было собрать программу в эти сроки, возникали споры между членами отборочной комиссии, потому что количество предложений, интересных картин превышало рамки фестиваля», – отметил директор по связям с общественностью смотра Петр Шепотинник. Председатель отборочной комиссии ММКФ Андрей Плахов отметил, что программа получилась «интересной и интригующей». Фильмы, которые не попали в основной конкурс, будут показаны в программе «Спектр». «Как правило, внеконкурсные программы привлекают зрителей не меньше, чем конкурсные», — добавил Плахов. Фильмом открытия фестиваля станет итальянская картина «Неаполь под пеленой» режиссера Ферзана Озпетека, который несколько лет назад получил приз зрительских симпатий ММКФ за фильм «Присутствие великолепия». По словам Шепотинника, новая работа Озпетека – «довольно рискованный выбор, она содержит мистические и эротические элементы». Состав жюри конкурсной программы на данный момент представлен четырьмя кинематографистами, однако предполагается и участие пятого, секретного члена жюри. В числе судейской коллегии: режиссер Анна Меликян, итальянский продюсер и председатель правления телеканала Rai Cinema Паоло дель Брокко, американский актер Джон Сэвидж, исполнивший роль тренера американской сборной в фильме «Движение вверх» и режиссер Лян Цао, получивший «Золотого Св. Георгия» на 39 ММКФ за картину «Хохлатый ибис». Документальная программа, по словам директора секции Григория Либергала, соответствует установившимся традициям ММКФ и составлена из нескольких картин именитых мастеров, таких, например, как швейцарский режиссер Кристиан Фрай, представляющий на фестивале вместе с российским режиссером Максимом Арбугаевым картину «Генезис 2.0″, уже завоевавшую один из главных призов фестиваля Сандэнс, а также интересных работ начинающих документалистов. Всего в основном конкурсе неигрового кино заявлено семь фильмов из Республики Кореи, Сербии, Германии, Италии, Канады, Швейцарии и России. Про российскую ленту Ромы Жигана с рабочим названием «Russian hip-hop beef» Григорий Либергал не смог сказать ни слова, поскольку на данный момент картина находится на стадии доработки. Помимо основной, организаторы представили обширную внеконкурсную серию программ: традиционных, таких, как «Восемь с половиной фильмов», «Русский след», «Время женщин», «Спектр», «Фильмы, которых здесь не было», «Свободная мысль» и «Эйфория», которая в этом году стала «Эйфорией сопротивления», а также ряд программ совершенно новых. Жюри rонкурса документального кино представляют директор Музея «Московский дом фотографии» Ольга Свиблова, директор и художественный руководитель фестиваля документального кино в Шеффилде Лиз Макинтайр, литовский режиссёр документального кино Салюс Бержинис. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов прокомментировал специально для портала ПрофиСинема: «В связи со смещением сроков проведения ММКФ, безусловно, произошел ряд изменений в программах. К примеру, раньше мы показывали картины победителей Каннского смотра, теперь будем показывать работы победителей «Берлинале». Одни фестивали прошли, другие только предстоят. Скажем, раньше мы отбирали картины фестиваля в Кенджу, теперь отбираем корейские фильмы на фестивале в Пусане. Поскольку фестивальные программы базируются на премьерах, какие-то картины еще не готовы, а какие-то уже работают на других киносмотрах. Поэтому принцип отбора ММКФ остался прежним, но сам фестиваль изменился радикально». К юбилею фестиваля организаторы подготовили программу «Свои», состоящую из лучших фильмов предыдущих ММКФ. В связи с другим юбилеем – грядущим 100-летием со дня рождения легендарного Ингмара Бергмана, будет представлена ретроспектива фильмов «Бергман. Известный и неизвестный», включающая более 20 произведений известного шведского режиссера. Также в рамках внеконкурсного показа появятся программы: «Брюс Ли. Человек-миф» с известными и редкими фильмами актера, программа «Две недели длиной в 50 лет», состоящая из самых интересных фильмов Каннской секции «Двухнедельник режиссеров» и программа «Век кино стран Балтии», представляющая собой небольшую ретроспективу балтийских стран. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов подчеркнул, что очень рад участию данных стран, в прошлые годы сохраняющих дистанцию по отношению к Московскому фестивалю и добавил: «Программа «Две недели длиной в 50 лет» приурочена к пятидесятилетию «Двухнедельника режиссеров» Каннского фестиваля. Одной из причин ее создания стал уход из жизни одного из российских отборщиков международных кинофестивалей Игоря Гуськова, занимавшегося этой секцией в Каннах. Другая причина в том, что для директора программы Эдуарда Вайнтропа предстоящий «Двухнедельник» станет последним. Кроме того, в этом году мы не сможем показать картины, которые будут представлены на Каннском смотре, поэтому так нам хотелось бы отметить фестиваль в этой программе». КОНКУРС ИГРОВОГО КИНО: «12-й человек», режиссер Харальд Тварц (Норвегия) «Воспоминания солдата», режиссер Ким Джэхан (Республика Корея) «Гаспар едет на свадьбу», режиссер Антони Кордье (Франция) «Гнев», режиссер Серхио Трефо (Португалия) «Год Леона», режиссер Мерседес Лаборде (Аргентина) «Заблудшие», режиссер Дастин Финели (Новая Зеландия) «Неаполь под пеленой», режиссер Ферзан Озпетек (Италия) «Ночной бог», режиссер Адильхан Ержанов (Казахстан) «Офелия», режиссер Клер Маккарти (США) «Ричард спускается в ад», режиссер Роберта Торре (Италия) «С пеной у рта», режиссер Янис Нордс (Латвия, Польша, Литва) «Стойкость», режиссер Рашид Маликов (Узбекистан) «Халеф», режиссер Мурат Дюзгюноглу (Турция) «Царь-птица», режиссер Эдуард Новиков (Россия) «Ню», режиссер Ян Гэ КОНКУРС ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО: «Старый морпех», режиссер Чин Моёнг (Республика Корея) «Похвальное слово ничему», режиссер Борис Митич (Сербия) «Чистильщики», режиссеры Ханс Блок, Мориц Ризвик (Германия) «Хана», режиссер Джузеппе Карьери (Италия) «Мания», режиссер Калина Бертин (Канада) «Генезис 2.0″, режиссеры Кристиан Фрай, Максим Арбугаев (Швейцария, Россия) «Russian Hip-Hop Beef», режиссер Рома Жиган (Россия) Подписывайтесь на наш Телеграм-канал