В Екатеринбурге обсудили бум регионального кино
В течение года Молодежный центр Союза кинематографистов России проводит серию обсуждений проблем регионального кино. Такие мероприятия проходят в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума, Всемирного фестиваля молодежи и студентов и на других площадках. Одно из последних обсуждений развития кинематографии в регионах состоялось в марте в рамках Третьего Российского фестиваля кино и интернет-проектов «Человек Труда» в Екатеринбурге. Ведущие российские продюсеры, кинорежиссеры, а также представители 42-х регионов России обсудили проблемы и перспективы развития отрасли. Народный артист России, режиссер и педагог Владимир Хотиненко первым делом вспомнил о «феномене якутского кино». «Сперва мне стало чрезвычайно интересно, потом это еще расширилось, и сейчас приобретет характер лавины, во всяком случае, хочется в это искренне верить. На самом деле, один из самых основных моментов моей деятельности – это продвижение молодых кинематографистов. И в данном случае, этот элемент регионального кино, в определенном смысле ключевой». По мнению Хотиненко, развитие регионального кино носит «стихийный» характер. Также режиссер напомнил о режиссерской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии. Художественный руководитель студии «Остров» Сергей Мирошниченко поделился опытом о поддержке кинематографа в Иркутской области, где под его патронажем проводится Международный кинофестиваль «Человек и Природа». «Предыдущий губернатор выделил три гранта по полтора миллиона на документальные фильмы. Кроме этого, для студии на базе Областного кинофонда, по моей просьбе были выделены камера, монтажные и машина. Так что, кинематограф поддерживают. Дальше, сейчас после разговора с губернатором, они увеличили на питчинг грант, и плюс они увеличили бюджет фестиваля «Человек и Природа» в 5 раз. Теперь на фестивале будут и документальные фильмы, и игровые о природе и человеке. Теперь фестиваль будет самым крупным в Центральной Сибири». Также Мирошниченко отметил необходимость формирования в регионе киносообщества. «Я сторонник того, чтобы формировалось в каждом регионе большое сообщество. Надо собираться в студии, потому что эти студии они будут и пробивать дорогу к государственным органам, они же и будут претендовать на финансирование от Министерства культуры. Разрозненный, отдельный человек, которому выделяются куда-то деньги, вряд ли сможет сделать качественный продукт. Сейчас наступает такое время, когда Россия надо уже собирать людей в регионах, чтобы это были такие мощные организации». Сопредседатель правления Молодежного центра Союза кинематографистов России Филипп Абрютин поделился планами СК о проведении первого Всероссийского фестиваля регионального кино, идея которого поддержана Съездом. «Это очень важно, потому что мы хотим, чтобы и Министерство культуры, и Фонд кино пришли к нам на фестиваль и увидели, какое кино снимают в регионах». Он поделился опытом проведения Стратегических сессий в Якутске, Ярославле, Томске, Калмыкии и других регионах. Кроме того, на ближайшем Пленуме СК будут открыты новые отделения Союза кинематографистов в нескольких регионах, и также будет вестись речь о региональной политике. Заведующий кафедрой кино и телевидения Челябинского института культуры Николай Тележников отметил проблему миграции кадров: «Я был мастером курса, у меня 12 человек выпустилось, 9 из них сейчас в Москве Я считаю, что все-таки они должны приносить пользу здесь, в регионе. И для этого мы предпринимаем шаги, сейчас организовали сообщество «Челкиноарт» и мы надеемся стать частью большого Союза кинематографистов». Продюсер корпорации «Русская фильм группа» Алексей Петрухин рассказал о деятельности Департамента региональных проектов, в задачи которого входит аккумулирование творческих и технических ресурсов в регионах, а также консультационная, организационная и финансовая поддержка региональных проектов. Также Алексей поделился опытом сотрудничества с Всероссийским детским центром «Смена». «300 детей сейчас прошли 3-х недельный курс – «Производство картин» — продюсеры, режиссеры, актеры, монтаж, ораторское искусство. Участники – одаренные подростки от 12 до 17 лет из 42-х регионов. Это будущее регионального кинематографа, которое сейчас пока еще учится». Режиссер и продюсер Айнур Аскаров рассказал о развитии кинематографа в своем регионе. «Наш пример положительный, потому что у нас есть своя киностудия, у нас в регионе есть закон, который регулирует кино, Министерство культуры поддерживает в виде грантов наш кинематограф, ежегодно на 1-2 проекта получают кинематографисты, а в этом году снимается уже 3 полнометражных картины». Айнур отметил возросший уровень кинообразования в республике. «У нас нет вузов, которые профессионально преподают режиссуру и другие кинопрофессии. Есть киношколы. Есть киношкола Булата Юсупова, есть киношкола Гульфии Шариповой. Я к этому сначала относился скептически. Но в этом году я увидел, что качество работ выросло. Все стали снимать кино, зрителей стало больше, кино стало качественнее. Я считаю, что это большой вклад в наш башкирский кинематограф». Гульфия Шарипова, руководитель Молодежного центра Союза кинематографистов Республики Башкортостан посетовала на нехватку региональных кинопродюсеров. «Если не будут открывать продюсерские центры, кто там в регионах будет этим заниматься? У нас нет квалифицированных профессионалов, хотя бы с каким-то более-менее качественным образованием, которые могли бы заниматься продюсированием. И поэтому моё предложение – это дать профессиональное квалифицированное образование, хотя бы для руководителей региональных отделений Молодежного центра, потомучто мы все основывается только на своем собственном опыте, у нас нет базы для того, чтобы развивать в дальнейшем продюсерские центры». Директор образовательного форума «Время кино» (Казань) Александр Ишимов отметил, что в Татарстане, как и во многих регионах, сложно представить свой фильм в прокате. «Тут нужно задуматься о том, чтобы создать на базе Фонда кино, которое раздаёт сейчас 5 миллионов в регионы, или другой структуры, но дать возможность проката регионального кино. Необходимо выделять дополнительные деньги на рекламу, продвижение наших, региональных фильмов». Продюсер Фестиваля Бурятского кино Эльвира Дорджиева рассказала о своем проекте. «У нас в Бурятии прошел первый фестиваль бурятского кино, в котором приняло участие 37 фильмов. Я, вообще, сама даже для себя не ожидала в прошлом году, когда мы создавали свой фестиваль, что у нас очень талантливые авторы и много зрителей, которые ходят на наше кино». Руководитель Молодежного центра Союза кинематографистов Иркутской области Юрий Яшников рассказал о поступательном развитии своей организации. «Когда у нас 2014 году появился Молодежный центр, и мы взялись за эту работу, мы сразу выбрали для себя такую стратегию: ничего не просить у государства. И мы провели в тот же год в Иркутске первый Байкальский питчинг, а призами были только дипломы. Сейчас же Министерство культуры с каждым годом увеличивает призовой фонд. То же самое было с фестивалем. Мы провели совершенно без денег первый Байкальский фестиваль регионального кино. Проходит немного времени, нам звонят от мэра и говорят о желании поддержать проект». Менеджер по развитию бизнеса компании CANON Евгений Субочев поделился опытом создания рентала «Первое кино» в Иркутске и напомнил, что все лауреаты московских и региональных питчингов бесплатно получают технику для съемок своих проектов. Председатель Союза кинематографистов республики Карелия Алексей Бабенко считает, что будущее развития регионального кино – в развитии межрегионального сотрудничества. Он предложил создавать творческие резиденции. «Давайте возьмем 5 пилотных регионов – например, Екатеринбург, Карелию, ещё где-то, это должны быть резиденции, в которые люди могут приезжать из любого региона». Беслан Терекбаев, президент фонда поддержки и развития кино Северного Кавказа, генеральный продюсер компании «Чечен-фильм» предложил объединить кинематографистов региона под крылом своего фонда. «Мы создали единую базу актеров Северного Кавказа, единую базу продюсеров, режиссеров, локаций. Мы хотим внедрить кинокомиссии. Есть у нас свое кинооборудование, свой рентал». Беслан обратился к Владимиру Хотиненко и Сергею Мирошниченко войти в попечительский совет своего фонда. «Это помогло бы нам соединить государство и частный бизнес». Иван Деревянко, член молодежного совета полномочного представителя президента на Северокавказском федеральном округе, руководитель Молодежного центра СК России Ставропольского края также посетовал на нехватку профессиональных кадров. «В каждом из регионов можно было провести исследования, на основании которых выделить рекомендации по созданию мастерских. Если, допустим, на базе этих продюсерских центров, киноцентров, о которых мы говорим, которые нам нужно развивать, создать при помощи попечительского совета такую систему, когда ребята приезжают, получают образовательные гранты, и они едут учиться, потом возвращаются». Маргарита Посадских, «Медиаполис» (Тюмень) выступила с предложением развивать онлайн-образование: «Поэтому хотелось бы создать какую-то определенную базу онлайн, которая будет доступна представителям регионов. В Москве очень много проходит разных образовательных курсов, которые можно объединить в систему и сделать доступный сервис для студентов». Владислав Головков подробно рассказал о творческом технопарке «Свердловской киностудии»: «У нас сейчас порядка 250 резидентов, часть из них сотрудничает с нами дистанционно, в том числе, из других регионов России. Все резиденты, так или иначе, связанны с производством кино и контента, в основном это – небольшие производители и поставщики различных услуг. И первой задачеймы поставили сделать так, чтобы мелкая конкуренция между резидентами прекратилась, чтобы мы вместе начали создавать общий продукт. Мы знаем уровень разных ребят, привлекаем их к своим проектам. Что интересно, они нас тоже привлекают к своим проектам, и мы получаем полноценную производственную базу, состоящую не только из Свердловской киностудии, но из целого ряда малых предпринимателей и специалистов, у которых есть огромное количество талантов, начиная от операторов, режиссеров, художников». Владислав подчеркнул, важность объединения регионов и поддержал идею создания базового Технопарка. Анатолий Конычев, председатель Союза кинематографистов Архангельской области рассказал о развитии кинематографа в своем регионе. «После успеха нашего короткометражного фильма «Не для речки», после успешно проведенного питчинга Молодежного центра у нас была встреча с губернатором, и мы проговорили создание продюсерского центра, над концепцией которого мы сейчас работаем. Этот центр будет включать в себя и кинообразование, и центр кинопоказов, и кинопроизводство. Готовы делиться опытом, развивать нашу модель». Дмитрий Шарабарин, руководитель Молодежного центра кинематографистов Алтайского края поделился идеей создания кинокампуса: «Я хочу сказать о тех моделях, которые мы пытаемся реализовывать. В этом году силами Молодежного центра в рамках форума «Алтай. Точки роста» мы реализуем идею кинокампуса. У нас в прошлом году было 2000 человек из 15 стран мира. И в этом году мы набираем маленькую группу, 30 человек, в течение недели мы попытаемся создать модель межрегионального сотрудничества. Вчера я увидел замечательный проект – альманах «На краю», который ребята из федерального Молодежного центра совместно со студией «Остров» снимали на Сахалине. Я хочу сказать, что подобные проекты могли бы решить проблемы для многих регионов, где нет кинообразования, большого профессионального кинематографа. Если такие кинопоезда запускать, Алтай с удовольствием принял бы этот формат, и мы смогли бы выбить финансирование на приезд группы профессионалов, может быть, Сергей Валентинович помог бы с этими профессионалами». Подписывайтесь на наш Телеграм-канал