«Солярис» Андрея Тарковского в программе «Каннская классика 2016″
С 11 по 22 мая 2016 года состоится 69-й Каннский международный кинофестиваль. Одной из программ станет «Каннская классика», созданная в 2004 г. С ее помощью Каннский фестиваль получил возможность воздать должное тщательно отобранным фильмам, а также познакомить зрителей с найденными в архивах картинами, отреставрированным копиями и великими произведениями прошлых лет – по случаю их повторного выхода в кино, по телевидению или на DVD. Составленная при поддержке национальных архивов, синематек, киностудий, продюсеров и дистрибьюторов, «Каннская классика» включает в этом году новые или отреставрированные копии фильмов. Вспомнить классику или познакомиться с редкими произведениями можно будет на 35-мм пленке или в цифровой копии высокой четкости. В рамках программы будет продемонстрирована отреставрированная версия картины «Солярис» Андрея Тарковского. В программу 2016 года вошли следующие отреставрированные ленты: «Последний шанс» / Die letzte Chance, режиссер Леопольд Линдтберг (1945, Швейцария) Северная Италия, сентябрь 1943-го. В городке Сало учреждено марионеточное фашистское правительство, приступившее к депортации в Германию рабочих и иностранцев. Двум заключенным, англичанину и американцу, удается убежать из поезда. В результате они попадают в группу беженцев, состоящую из представителей десяти национальностей, которая попыталась пробиться к швейцарской границе. Преодолевая опасности и тяжелые испытания, герои фильма находят спасение на территории нейтральной страны. «Долина мира» / Dolina Miru, режиссер Франце Штиглиц (1956, Словения) Маленькие мальчик и девочка потеряли их семьи во время воздушного налета. Они услышали о долине, где есть всегда мир и вообразили, что это — дом дяди мальчика. Они начинают свой путь до долины. В то же самое время подбит самолет, и американский пилот успевает выскочить с парашютом. Он находит детей у брода на реке… «Икар-1″ / Ikarie XB 1, режиссер Индрих Полак (1963, Чехия) Действие начинается в июле 2163 года, когда экипаж из сорока человек корабля «Икар» отправляется в сторону планет звезды Альфа Центавра. Такому большому человеческому коллективу в замкнутом пространстве корабля угрожают непредвиденные психологические конфликты. Через четыре месяца начинается проявление отчётливой усталости и даже страха перед пустотой космоса. Но вдруг опасность мобилизует всех: на пути «Икара» появляется летающий объект… «Настанет день» / Jago hua savera, режиссер Аеджей Кардар (1958, Пакистан) Действие картины происходит на востоке Пакистана. В фильме показана семья рыбаков. Невыносимая тяжесть ежедневной борьбы за существование демонстрируется объективной неореалистической камерой. Положение рыбаков безнадежно: человека, у которого они просят денег, интересует только своё личное материальное обеспечение, но не жизнь других людей. «Воспоминания об усталости» / Memorias del subdesarrollo, режиссер Томас Гутьеррес Алеа (1968, Куба) Серхио – начинающий писатель и состоятельный буржуа. Несмотря на то, что его друзья, родители и жена эмигрируют в Майами в поисках новой жизни, герой остаётся на социалистической Кубе. Его глазами, глазами рефлексирующего интеллигента конца 60-х, зритель следит за событиями новейшей кубинской истории, начиная с Революции и заканчивая Карибским кризисом. «Санти и Вина» / Santi-Vina, режиссер Тави На Бангчанг (1954, Таиланд) Первый тайский фильм, завоевавший международное признание: на первом Азиатско-тихоокеанском кинофестивале в Токио он был удостоен серебряной премии, а также выиграл в номинациях «Лучшая операторская работа» и «Лучшая работа художника-постановщика». После возвращения в Таиланд режиссёр был оштрафован на 1000 бат за то, что не отправил картину цензорам перед тем, как посылать фильм за рубеж. Негатив картины был разрушен, и оригинал фильма долгое время считался утраченным. «Любовь» / Szerelem, режиссер Карой Макк (1971, Венгрия) Лука регулярно посещает прикованную к постели свекровь. Муж Луки, Янош, был арестован по политическому обвинению, и она не знает, жив ли тот еще. Она скрывает это от его матери, присылая ей письма, от имени Яноша, который снимает фильм в Нью-Йорке. Лука обнаруживает, что Янош жив, и ее увольняют с работы из-за мужа. Умирающая мать с тревогой ждет возвращение ее сына из Нью-Йорка. «Усадьба Хауардс-Энд» / Howards End, режиссер Джеймс Айвори (1992, Великобритания / Япония) Действие происходит в Англии в начале XX века. История рассказывает о трёх семействах, представляющих три разных класса. Уилкоксы — богатые капиталисты, представляют класс, заменяющий старую аристократию. Сёстры Шлегель представляют просвещённую буржуазию. Басты принадлежат к низам среднего класса. Фильм посредством показа перехода дома «Говардс-Энд» от одного владельца к другому отвечает на вопрос «Кто унаследует Англию?». «Декалог 5 и 6″ / Decakolog 5 и 6, режиссер Кшиштоф Кесьлёвский (1989, Польша) «Декалог» — это попытка рассказать десять историй, которые могли случиться с каждым. Это истории о людях, захваченных жизненной суетой, но в результате неожиданного стечения обстоятельств обнаруживающих, что они топчутся на одном месте, забывая про действительно важные цели… «Момотаро – божественный моряк» / Momotarô, Umi no shinpei, режиссер Мицуё Сэо (1945, Япония) Один из первых полнометражных японских анимационных фильмов. Это приключенческое аниме было снято режиссёром Мицуё Сэо во время Второй мировой войны с пропагандистскими целями, по заказу Министерства военно-морского флота Японии. Сюжет повествует о героических операциях японских морских пехотинцев по освобождению Индонезии и Малайзии от американцев. «Одноглазые валеты» / One-Eyed Jacks, режиссер Марлон Брандо (1961, США) Рио и Папаша — бандиты. В 1880 году они грабят банк в Мексике, но уходить от погони им приходится на одной лошади. Понимая, что им не оторваться, Рио посылает Папашу найти вторую лошадь, пока он будет отстреливаться от отряда погони. Папаша, однако, уезжает прочь вместе с добычей. Рио, естественно, поймали, когда у него закончились патроны, и он попадает в тюрьму. Через пять лет зверского обращения пленнику удается бежать и снова встретиться с Папашей, все таким же вероломным и опасным человеком, но теперь ставшим шерифом в небольшом городке и живущим вместе с женой и падчерицей. Папаша, конечно, понимает, что Рио приехал не для того, чтобы поздравить его с Днем Отца, и принимает меры, чтобы защититься от обуреваемого жаждой мести Рио. «Солярис», режиссер Андрей Тарковский (1972, СССР) На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой Океаном, прибывает новый обитатель, психолог Крис Кельвин, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и «закрыть» ее вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари, некогда на земле покончившая с собой. «Сказки туманной луны после дождя» / Ugetsu monogatari, режиссер Кэндзи Мидзогути (1953, Япония) 16 век. В Японии идет гражданская война. Бедный горшечник получает шанс как следует подзаработать – его горшки на удивление хорошо продаются, и изумленный ремесленник крепко держит в кулаке невиданные доселе серебряные монеты. Заработок вызывает азарт, быстро переходящий в одержимость… «Драже с перцем» / Dragées au poivre, режиссер Жак Баратье (1963, Франция) Жерар, молодой человек из хорошей семьи, мечтает стать актёром. Для этого он следует повсюду за своей сестрой Фредерикой, большой приверженницей «синема-веритэ». В среде странной и пёстрой фауны она направляет свою камеру на всех и каждого, на всё и вся… «Вальмон» / Valmont, режиссер Милош Форман (1989, Франция) Маркиза де Мертей — гениальный «кукловод» интимных отношений в высшем свете. Блестящий Вальмон — герой донжуанского списка соблазненных и покинутых. Острейший аромат далекой эпохи распространяют куртуазное обольщение, измены, дуэли, убийства. «Сердцеед» / Gueule d’amour, режиссер Жан Гремийон (1937, Франция) Появление в городе полка, где служит Люсьен, производит эффект торнадо. Люсьен привык к легким победам, они уже не доставляют ему удовольствия. Так бы и остаться ему профессиональным соблазнителем, если бы не любовь. Судьба жестоко отомстила Люсьену: предмет его страсти оказалась такой же профессиональной покорительницей мужских сердец, как он — женских. «Мужское-женское» / Masculin feminine, режиссер Жан-Люк Годар (1966, Франция) Поль встречает в кафе Мадлен, между ними завязывается разговор – странный и внешне отвлеченный. Поль пишет стихи, увлекается левыми идеями, он интеллектуал и герой своего времени, поэтому остается в меньшинстве. Он только что отслужил в армии и воспринимает гражданку немного свысока. Это «женская», то есть уютная конформистская жизнь, где занимаются шопингом, строят карьеру поп-певицы и хотят походить на персонажей рекламы. Для Поля «мужская» жизнь — это протест, революция, раздражение несогласного одиночки против общественного согласия. «Индокитай» / Indochine, режиссер Режис Варнье (1992, Франция) Элиана, богатая владелица плантации каучука знакомится с недавно приехавшим морским офицером и влюбляется в него вопреки своей воле. Ее несовершеннолетняя воспитанница Камилла влюбляется в красавца-офицера, когда тот спасает ее из рук террориста. Его вынуждают уехать на далекий форпост на севере, но упрямая девчонка сбегает из дома и отправляется вслед за ним, открывая для себя по пути, что в стране происходит много бед и несчастий… «Прощай, Бонапарт» / Adieu Bonaparte, режисеср Юсеф Шахин (1984, Франция / Египет) Действие фильма развивается на фоне французской оккупации Египта (1797-1803) и отображает конфликт между традиционализмом и модернизацией. Бонапарт поручает начальнику инженерного корпуса одноногому интеллектуалу Каффарелли наладить контакт с местным населением. Он знакомится с одной из египетских семей, глава который — булочник, не интересуется политикой и мечтает лишь заниматься своим делом. Старший его сын — Бакр, горячий и непреклонный, примыкает к исламским фанатикам. Средний — Али, философ и поэт, его увлекают технические достижения Запада, он с жаждой впитывает в себя французскую культуру. Младший Яхья — впечатлительный, легко поддается любому чужому влиянию. Каффарелли сближается с Али и Яхьей. Вскоре разгорается конфликт между египтянами и французами. Положение Каффарелли, для которого невозможно принять чью-либо сторону, становится неразрешимым. «Колодец и маятник» / Pit and The Pendulum, режиссер Роджер Корман (1961, США) 1546 год. Испания. Получив известие о смерти своей сестры Элизабет, Франсис Барнард отправляется выказать соболезнование ее мужу, аристократу Николасу Медине. Но Франсис решает задержаться в его замке, не получив вразумительных объяснений причин, из-за которых умерла Элизабет. Но Медина, который в детстве стал свидетелем того, как его отец, участник испанской инквизиции, замучил до смерти его мать и дядю, сам находится на грани умственного расстройства, полагая, что он похоронил Элизабет, когда она была еще жива… «Свидание в июле» / Rendez-vous de juillet, режиссер Жак Беккер (1949, Франция) История из жизни золотой Парижской молодежи, которая живет, ездит на трофейной амфибии по Сене влюбляется, играет в любительских спектаклях и, в итоге улетает в тропики…