90 лет со дня рождения Леонида Гайдая
30 января 2013 года Леониду Гайдаю исполнилось бы 90 лет. Режиссер любил повторять: «Главное, чтобы было смешно». Только человек с таким кредо мог стать подлинным и безусловным классиком нашего кино, настоящим мастером самой смешной комедии. Трудно представить советское кино без таких знаменитых картин как «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» или «Бриллиантовая рука». Эти фильмы покорили всех, их с удовольствием пересматривала многомиллионная аудитория, и даже сегодня, когда изменилась вся жизнь огромной страны – неизменным остается искусство великого режиссера – Леонида Гайдая. По сообщению пресс-службы «Мосфильма», в честь 90-летия со дня рождения выдающегося советского режиссера Леонида Иовича Гайдaя, мастера, который, без сомнения, достоин занимать место в пантеоне отечественного и мирового кино, на «Мосфильме» открылась фотовыставка, а решением правления Киноконцерна одной из площадей «Мосфильма» присвоено имя Леонида Гайдая. Леонид Гайдай родился в 1923 году в сибирском поселке Свободный (Амурская область). В 1947 г. он окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, а в 1955 – ВГИК (мастерская Григория Александрова). Практику молодой режиссер проходил у Бориса Барнета на съемках комедии «Ляна» (1955 г.). В первой картине «Долгий путь» (1956 г.) режиссер отдает дань своему дальневосточному прошлому – это экранизация сибирских рассказов Владимира Короленко. Жанр сатирической комедии приходит в творчество Гайдая в его второй картине «Жених с того света» (1958 г.), которая подверглась цензуре и была жестоко сокращена. Фильм «Трижды воскресший» (1960 г.) — это героическая киноповесть. Картина с явно выраженным идеологическим пафосом кажется нетипичной для Гайдая, ведь он был чужд политике, хотя иногда в его фильмах и проскальзывали диссидентские вольности и очень смелая сатира. В послужном списке его картин есть блестящие экранизации произведений выдающихся писателей сатириков Михаила Зощенко («Не может быть!» — 1975 г.), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («12 стульев» — 1971г.) и др., а цикл трагикомических историй из цикла «Деловые люди» (1962 г.) был снят по мотивам новелл О. Генри. Короткометражная лента «Пёс Барбос и необычайный кросс» (1961г.) породила уникальное трио героев-масок в советском кино: Труса, Балбеса и Бывалого, которые в 1962 году пришли и в следующую короткометражку «Самогонщики». Позднее без них не обошлась «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965г.), ну и, конечно, «Кавказская пленница» (1966 г.) Интересно, что в эти дни с Гайдаем связана ещё одна знаменательная дата: «Бриллиантовой руке» исполняется 45 лет. Эта детективная история в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, а за участие в ряде блистательных и неустаревающих советских кинокомедий Леонид Гайдай был награжден Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1970). Ни одна экскурсия по музею-заповеднику «Ростовский кремль» не обходится без вопроса: «Здесь снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию?», что тоже неслучайно: эта эксцентрическая комедия по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» также является лидером проката (1973 г.) – ее посмотрело 60,7 миллионов зрителей. В 1995 году фильм «Бриллиантовая рука» зрителями телеканала ОРТ был признан самой лучшей советской комедией. Бывший Балбес, а ныне – Семён Семёнович Горбунков на службе у компетентных органов – это герой из двух половинок. В этой комедии Леонид Гайдай использует ситуацию подмены, когда маленький человек должен играть несвойственную ему значительную роль, должен стать своим среди чужих и чужим среди своих. Такая сюжетная формула не раз использовалась такими мастерами комедии, как Чарли Чаплин и Бастер Китон, которых Гайдай считал своими учителями. Возможно, Горбунков – это автопортрет режиссера, тогда неслучайно и то, что его жену играет настоящая жена Гайдая, замечательная актриса, заслуженная артистка России (2001) Нина Павловна Гребешкова, сыгравшая роли почти во всех картинах Леонида Гайдая. Можно по-разному относиться к последующим работам Леонида Гайдая – «Спортлото-82″ (1982 г.), «Опасно для жизни!» (1985 г.), «Частный детектив или Операция «Кооперация» (1989 г.) – кому-то они уже казались не так искромётны, а герои не так остро очерчены, но прощальный фильм «На Дерибасовской хорошая погода…» (1992 г.) — это снова одна из самых смешных комедий своего времени.