Открытое письмо Киносоюза министру культуры РФ
23-26 июля 2013 года в министерстве культуры РФ впервые состоялся питчинг — публичный конкурс проектов, претендующих на государственной поддержки. Однако недоумение многих кинематографистов вызвал тот факт, что в списке победителей не оказалось фильмов, получивших высокую оценку голосовавших. Предлагаем вашему вниманию открытое письмо КиноСоюза, адресованное Министру культуры Владимиру Мединскому. Уважаемый Владимир Ростиславович, мы поддерживаем курс на открытость и прозрачность конкурса проектов, претендующих на государственную поддержку, однако считаем, что питчинг, завершившийся на прошлой неделе в министерстве культуры, не вполне удовлетворяет этим условиям и ставит под сомнение искренность намерений министерства вести диалог с общественностью. Некоторые результаты питчинга вызвали удивление самих экспертов, о чем свидетельствует их письмо в поддержку получившего высокие оценки проекта Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», которого не оказалось в финальном списке. Аналогичная ситуация сложилась с документальным проектом Дмитрия Завильгельского «Точно Нобелевка», о чем в министерство культуры было направленно письмо Гильдии неигрового кино и телевидения. Участникам российской киноиндустрии принципиально важно знать, как и на каких основаниях был составлен шорт-лист победителей конкурса. В связи с этим мы предлагаем министерству ответить на ряд вопросов: 1). Каким образом проводился подсчет голосов и почему он производился сотрудниками министерства в отдельном помещении и без участия представителей жюри, а не счетной комиссией из состава экспертного жюри? На чем основана такая практика и соответствует ли она объявленному министерством курсу на прозрачность принятия решений? 2). По какой причине министерство отказало в поддержке рассчитанному на копродукцию проекту Александра Миндадзе, поддержанному российскими экспертами и согласованному с немецкими продюсерами и Берлинским кинофестивалем? Что произошло с проектом Завильгельского? Почему министерство считает допустимым отказывать в финансировании прошедшим экспертизу проектам, притом по неизвестным основаниям? Ведь в таком случае участие в конкурсе превращается из творческого соревнования в состязание по угадыванию и удовлетворению вкусов распределителей средств. 3). Были ли эксперты ознакомлены со сценариями претендентов (а не только с их заявками)? Выделение средств без рассмотрения сценария представляется легкомысленным и безответственным шагом. Представление проекта творческой группой может и должно быть важным дополнением к изучению исходных документов — в первую очередь, сценария — а никак не единственным содержанием конкурса. 4). Не следует ли подумать, целесообразно ли делить проекты на три категории (дебюты, кино для детей, авторское кино)? По словам многих экспертов, большая часть получивших господдержку картин первых двух разрядов существенно уступала большинству картин третьей группы. Может, разумнее принимать окончательные решения по завершении всех трех конкурсов и установить гибкие границы категорий? Никто не спорит с тем, что необходимо увеличивать количество дебютов и развивать кино для детей и юношества. Но поддержка более слабых и недоработанных проектов за счет потенциально удачных картин приведет к общему падению качества российского кино, а не к развитию отдельных сегментов кинематографа. Ответы на эти вопросы представляются жизненно важными для всех российских кинематографистов и для национального кино в целом. Распределение государственной поддержки министерством давно вызывало неудовлетворенность экспертов в области кино, поскольку весьма значительная часть поддержанных фильмов не имела ни зрительского, ни фестивального спроса. Не вызывают оптимизма и результаты нынышнего года – в отличие от прошлых лет, российские фильмы не были отмечены призами в Берлине и Канне, а в Венецию и Локарно их даже не пригласили. И в киносообществе, и в правительстве говорится о необходимости повысить качество отечественного кино. Однако конкурсы с неясными критериями, непрозрачной процедурой и превалированием тематики над художественным качеством приведут к обратному результату. Волюнтаризм и идеологизация кинематографа — путь к катастрофе, к исчезновению России с кинематографической карты мира. КиноСоюз