Дозорные
Для российской документалистики 2012 – год творческого и эмоционального подъема, год обновления и надежд. Многочисленные знаковые события в стране и информационная несостоятельность телевизионных новостей спровоцировали пробуждение ото сна многих творческих людей выйти на улицу с камерами с целью зафиксировать состояние гражданского общества нашей страны, перевести его на язык кино. Кино-театр.ру выбрал пять самых главных событий российской кинодокументалистики 2012 года. 1. Пробуждение. Улицы. «Срок». Деятельная работа на протяжении всего года — главный итог. Документалистов можно было встретить на митингах гражданского протеста, в Крымске после наводнения, около зданий судов в разных частях Москвы и других «горячих» точках. Человек с камерой стал актуален и востребован. Самым ярким и драматичным примером живой работы стал проект «Срок»Павла Костомарова , Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова, которые весь год ходили на митинги, выкладывали самые интересные куски отснятого материала на ютуб, а в конце года подверглись обыскам со стороны властей и сами попали в свой же фильм, превратившись из авторов в героев. Финал истории сам по себе кинематографичен: возмущенная обыском общественность пишет петицию о недопустимости подобных действий властей, а авторы зависают в недоумении и замораживают проект года. 2. Скорость. Активизация молодых. «Зима, уходи!» и «Марш! Марш! Левой!» Молодые кинематографисты, как наиболее мобильные и свободомыслящие, быстрее всех откликнулись на рост политического тонуса общества. Многие из них за считанные месяцы успели не только снять и смонтировать свои фильмы, но и успешно обкатать их. В первую очередь речь, конечно, о картине «Зима, уходи», которая была сделана, по словам художественного руководителя Марины Разбежкиной , в качестве подарка к инаугурации Путина. Фильм десяти молодых режиссеров, смонтированный в кратчайшие сроки, облетел весь шар земной, став самой российской актуальной картиной года, не получившей прокатного удостоверения на родине. Другой, не менее значимой и актуальной работой стала картина «Марш! Марш! Левой!» Евгении Монтанья-Ибаньес. Фильм также был снят и завершен в 2012 году, а его премьера прошла на минувшем Артдокфесте, где он получил две крупные награды. 3. Док в кинопрокате. «Завтра», «Антон тут рядом», «Гражданин поэт: прогон года», «Небо под сердцем». Еще одним успешным и очень быстрым неигровым проектом, достигшим «вершины эволюции» – кинопроката, стал фильм Веры Кричевской «Гражданин поэт. Прогон года», который также получил популярность на протестной волне и любви зрителей к детищу Быкова -Ефремова-Васильева «Гражданин поэт». Всего в российском прокате в 2012 году было два десятка документальных картин, из них отечественных фильмов только четыре – упомянутая уже работа Кричевской, «Завтра» Андрея Грязева, фильм-концерт Юрия Шевчука «Небо под сердцем» и «Антон тут рядом» Любови Аркус. Четыре – это, конечно, мало, однако напомню, что в прошлом, 2011 году из 15-ти документальных лент в прокате была лишь одна российская картина. По меньшей мере еще одна лента должна была оказаться в наших кинотеатрах в 2012 году, это фильм «Да здравствуют антиподы» Виктора Косаковского, с успехом прошедший по всему миру, кроме России. Будем надеяться, зрители все-таки смогут посмотреть его на большом экране в ближайшее время. 4. Док на фестивалях. Топ-20 самых востребованных фестивалями фильмов. Согласно исследованиям Гильдии неигрового кино и телевидения, первая двадцатка рейтинга российских документальных фильмов, показанных на мировых фестивалях, выглядит следующим образом: 1. «ДА ЗДРАВСТВУЮТ АНТИПОДЫ!», реж. Виктор Косаковский 2. «ЗАВТРА», реж. Андрей Грязев 3. «КНИГА ТУНДРЫ. ПОВЕСТЬ О ВУКВУКАЕ – МАЛЕНЬКОМ КАМНЕ», реж. Алексей Вахрушев 4. «ЗИМА, УХОДИ! «, маст. М. Разбежкиной 5. «АНТОН ТУТ РЯДОМ», реж. Любовь Аркус 6. «ПЛЭЙБЭК», реж. Антуан Каттин, Павел Костомаров 7. «ВНУТРИ КВАДРАТНОГО КРУГА», реж. Валерий Шевченко 8. «OUTRO», реж. Юлия Панасенко 9. «РОЖДЕННЫЕ В СССР: 28 ЛЕТ» (1-я и 2-ая часть), реж. Сергей Мирошниченко 10. «ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ», реж. Сергей Качкин (Россия/Германия) 11. «Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ», реж. Павел Костомаров, Александр Расторгуев 12. «МИЛАНА», Мадина Мустафина 13. «СОБАЧИЙ КАЙФ», реж. Иван И. Твердовский 14. «КАТЯ КРЕНАЛИНОВА», реж. Александра Лихачева 15. «ЧУВСТВЕННАЯ МАТЕМАТИКА», реж. Екатерина Еременко 16. «ШИРОКИЕ ОБЪЯТИЯ» реж. Юлия Киселева 17. «ПИАНИЗМ», реж. Иван И. Твердовский 18. «МАРШ, МАРШ, ЛЕВОЙ! «, реж. Евгения Монтанья Ибаньес 19. «ЛЕША», реж. Елена Демидова 20. «ДОБРОЕ УТРО, МИТРОВИЦА», реж. Ирина Уральская Это не абсолютный рейтинг картин, а список самых востребованных фильмов прошедшего года. При составлении анализировались программы 9 профильных российских фестивалей документального кино, фестивалей стран СНГ с документальными показами, также учитывались мировые профильные кинофорумы и показы на престижных кинофестивалях класса «А». Всего же, как было подсчитано, в 2012 году через фестивали прошли свыше 200 документальных картин из нашей страны. Подробнее о рейтинге неигровых фильмов можно почитать здесь. 5. Гильдия. Новая жизнь. Одним из важнейших событий уходящего года стала смена правления в Гильдии неигрового кино и телевидения и приток большого количества новых членов. За один только месяц после избрания новым президентом Гильдии Евгения Григорьева, правление сумело начать реформы, наладить диалог с Министерством культуры по вопросам финансирования документального кино и запустить в работу новый сайт www.rgdoc.ru , который очень скоро усилиями этих молодых людей, превратится в единый информационный портал российского неигрового кино. Здесь можно будет найти информацию не только о документалистах Гильдии и их фильмах, но и единое расписание всех показов неигрового кино в нашей стране. Надежды на улучшение ситуации с российским доком – очень большие. Появилось кино, появился спрос на него у зрителей, фестивалей, растет количество киноклубов по стране, потихоньку восстанавливаются утраченные связи и доверие между кинематографистами и зрителями. Последние, кажется, тоже поняли, что документальное – это не только про черепашку или белых медведей в 3D, это про нас с вами, про то, как мы живем, о чем думаем и что оставим после себя. По словам Любови Аркус , движение в документалистике началось, «потому что пошел запрос от общества. Если вопросы висят в воздухе и на них не могут ответить те, кто строит общество, то на него должно отвечать искусство — иначе не получится».