Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Леонид Демченко: «У «Евримаж» есть потенциал рассмотреть столько проектов с участием России, сколько будет заявлено»

Леонид Демченко: «У «Евримаж» есть потенциал рассмотреть столько проектов с участием России, сколько будет заявлено»

3 марта 2014 года в рамках деловой программы Российского Международного Кинорынка состоится презентация фонда Eurimages, которая будет посвящена механизмам поддержки киноорганизаций, заинтересованных в прокате и продвижении европейских фильмов. В преддверии этого мероприятия главный редактор «ПрофиСинема» Нина Ромодановская попросила национального представителя России в совете фонда «Евримаж» Леонида Демченко рассказать о результатах членства России в этой организации за последние три года. Нина Ромодановская: В марте 2014 года исполнится три года, как Россия вступила в Eurimages. Изменилось ли число стран-участниц фонда за это время? Леонид Демченко: Последнее расширение произошло в 2011 году, когда вслед за Россией к фонду присоединилась Грузия. С тех пор количество стран-участниц не увеличилось. Однако в последнее время интерес к фонду начали проявлять Армения, Украина и Черногория. Причем вступление Украины возможно уже довольно скоро. Это, безусловно, окажет положительное влияние на развитие копродукции между нашими странами и увеличит количество проектов, потенциально претендующих на поддержку «Евримаж». Нина Ромодановская: Сколько и какие проекты с участием России получили поддержку? Были ли отказы? Уточните, какие доли в производстве за нашими продюсерами, и какие конкретно гранты они получили? Леонид Демченко: На данный момент все проекты, представленные в фонд «Евримаж» с участием России, получили поддержку. В общей сложности таких проектов десять. И здесь немаловажным является соотношение проектов с разной степенью финансового участия. Тот факт, что количество мажоритарных проектов превысило число миноритарных, играет определяющую роль с точки зрения эффективности нашего участия в деятельности «Евримаж». На мой взгляд, это должно поспособствовать дальнейшей активности российских продюсеров в поиске европейских партнеров, которые, в свою очередь, готовы участвовать в таких проектах своими меньшими вкладами. Прошедший год пополнил копилку проектов, поддержанных Eurimages. Завершается работа над фильмом Веры Глаголевой «Две женщины» – совместное производство России, Латвии и Франции. Режиссеры Эльдар Шенгелая, Теймураз Бутикашвили и Фуад Ибрагимбеков объединили усилия в создании фильма «Укус змеи», в производстве которого принимают участие четыре страны – Россия, Грузия, Испания и Франция. Оба проекта с преимущественным участием России. Если говорить о фильмах, поддержанных ранее, то часть из них находится в завершающей стадии производства, а некоторые уже вышли в российский и европейский прокат. После премьеры фильма «Чайка» Мигеля Анхеля Хименеса в 2012 году на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, состоялся ее прокат в Испании. Фильм Владислава Пасиковского «Колоски» был показан в Польше, США и Канаде, а российские зрители увидели картину в декабре прошлого года. Участник основного Конкурса прошедшего Московского международного кинофестиваля – фильм «Роль» Константина Лопушанского – вышел в российский прокат осенью 2013 года. Продолжается активная фестивальная жизнь фильма «Каннибал» Мануэля Мартина Куэнка, созданного совместными усилиями Испании, Франции, Румынии и России. Прокат фильма «Я не вернусь» Ильмара Раага ожидается осенью этого года. В нынешнем году также планируется завершение работы над фильмами «Мой маленький» Сергея Дворцевого и «Москва никогда не спит» Джонни О’Рейли. Фактические суммы грантов находятся в диапазоне от 190 000 до 350 000 евро на проект. Доли финансового участия в производстве варьируются от 10 до 20% в миноритарных проектах и от 52 до 74% в мажоритарных. Не считая единичные случаи чисто финансового вклада в размере порядка 10%, все проекты поддерживают соответствующий баланс творческого и технического взаимодействия. Нина Ромодановская: Как активно наши продюсеры обращаются за помощью в фонд по сравнению с другими странами-участниками? Есть ли какая-то тенденция за последние три года? Леонид Демченко: Можно сказать, что обращения наших продюсеров стабильны, и тот факт, что все заявленные проекты получили поддержку, не может не радовать. С другой стороны, по моим оценкам, количество заявок от российских продюсеров могло быть больше. Дело в том, что некоторые проекты не успевают должным образом подготовить к тем срокам, которые определены для их подачи. Как правило, это связано с трудностями подтверждения необходимых 50% финансирования на момент представления заявки. В иных случаях российский продюсер подключается к проекту на поздней стадии производства, когда подача в «Евримаж» уже невозможна, или была осуществлена без его участия. Что касается других стран, то здесь наиболее активны основные игроки – Франция и Германия, чуть меньше – Италия. После них по количеству заявок и участию в совместных проектах идут – Скандинавия и страны Бенилюкса. Нина Ромодановская: Какое количество копродукций со странами Европы выпускается в России ежегодно, например, за последние три года? И какой процент из общего числа продюсеров обращался в фонд Eurimages? Каковы их основные мотивы? Есть ли у Фонда потенциал рассмотреть и одобрить большее количество совместных проектов с Россией? Леонид Демченко: После вступления в «Евримаж», в целях ведения согласованной статистики, подсчет количества выпущенных фильмов совместного производства стал производиться по дате их фактического выпуска в российский прокат. Если смотреть по этому показателю, то за последние три года на наши экраны вышло девять совместных фильмов с российским участием. Основные мотивы продюсеров – привлечение дополнительного финансирования и использование прокатного потенциала фильмов, создаваемых при поддержке фонда. Ведь ни для кого не секрет, что лейбл Eurimages служит определенным знаком качества. Посудите сами, на прошлом Каннском фестивале было представлено шесть фильмов, поддержанных «Евримаж», причем четыре из них в официальном конкурсе. Это такие фильмы, как: «Прошлое» Асгара Фархади, «Возмутитель спокойствия» Алекса ван Вармердама, «Великая красота» Паоло Соррентино – обладатель премии «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке, и Золотая пальмовая ветвь фестиваля – фильм «Жизнь Адели» Абделатифа Кешиша. В различные программы только что завершившегося Берлинале было отобрано десять фильмов, снятых при поддержке фонда. В их числе в основной конкурс попали «Небеса» Янниса Экономидеса (Греция, Германия, Кипр) и «В порядке исчезновения» Ганса Петтера Молланда (Норвегия, Дания, Швеция). Вне конкурса была показана Триеровская «Нимфоманка», специальным гала-показом прошла мировая премьера фильма «Дипломатия» Фолькера Шлёндорфа. Другие любопытные работы были представлены в программах Forum и Generation. Всё это говорит об уровне поддерживаемых фондом картин, открывает им принципиально иные прокатные перспективы. Россия вполне могла бы принять участие в том или ином проекте и оказаться в этом достойном списке. Конечно, проекты с российским участием вызывают большой интерес, особенно если известны личность и заслуги режиссера или послужной список продюсера. Хотя основным фактором, безусловно, является история, рассказанная в фильме, качество самого сценария. Учитывается и то, насколько проект реально является копродукционным в плане творческого и технического вовлечения сторон, соответствия основным задачам «Евримаж» по созданию и продвижению европейского кино, его культурному многообразию. В любом случае у фонда есть потенциал рассмотреть столько проектов с участием России, сколько будет заявлено. При условиях для развития совместного производства количество подаваемых заявок было бы больше. Нина Ромодановская: Изменилась ли схема выдачи субсидий для проката в Eurimages? Обращались ли в фонд отечественные дистрибьюторы, выпускающие на российские экраны европейское кино? Леонид Демченко: Схема действительно изменилась. Новые правила программы по прокату и продвижению европейских фильмов вступили в силу с марта прошлого года, но отечественные дистрибьюторы пока недостаточно активны. Обновленная программа получила две новые схемы поддержки. Первая предназначена для предварительно отбираемых фондом дистрибьюторов, которым оказывается поддержка в виде грантов на покрытие расходов по маркетингу и рекламе конкретных фильмов. Для российских дистрибьюторов компенсация таких расходов осуществляется в объеме до 50% соответствующих затрат, но не более 10 000 евро за фильм. Вторая схема нацелена на продвижение европейских фильмов и предназначена для реализации инновационных проектов, направленных на укрепление имиджа европейского кино, увеличение его аудитории. Поскольку по первой схеме для выбора дистрибьюторов установлен единственный в году срок подачи заявок, и он наступит уже скоро – 14 апреля, то мы сочли необходимым организовать и провести специальную презентацию этой программы. Наиболее подходящей площадкой был выбран предстоящий Российский международный кинорынок, где 3 марта в 11:30 такая презентация состоится. Пользуясь случаем, приглашаю на это мероприятие участников и гостей кинорынка, в рамках которого заместитель исполнительного директора Eurimages подробно расскажет о механизмах поддержки киноорганизаций, заинтересованных в прокате и продвижении европейских фильмов. По окончании презентации будет возможность провести индивидуальные консультации для заинтересованных участников. Нина Ромодановская: Получили ли поддержку новые российские кинотеатры, которые подавали заявки? Если да, то на что конкретно, и по какой схеме? Леонид Демченко: В прошлом году к сети «Eurimages / Europa Cinemas» были присоединены еще два российских кинотеатра – «Салют» в Екатеринбурге и «Дом кино» в Иркутске. Таким образом, общее количество российского представительства в сети возросло до семи, включая московские кинотеатры «35 мм» и «Пионер», петербургскую «Чайку», калининградскую «Зарю» и нижегородский «Орленок». По установленным правилам кинотеатры получают поддержку на осуществление их программной деятельности. Поддержка оказывается по итогам выполнения обязательств по показу определенного количества европейских фильмов и рассчитывается исходя из их фактической посещаемости. Средства поддержки могут быть направлены на мероприятия по прокату европейских фильмов, проведение тематических кинофестивалей, улучшение условий кинопоказа и техническое оснащение кинотеатра. Напомню, что присоединившись к сети, эти кинотеатры могут претендовать на дополнительную поддержку в установке цифрового оборудования. Нина Ромодановская: Какое было соотношение игрового и документального кино, поддержанного фондом за последние три года? Леонид Демченко: Игровое кино традиционно превалирует в общем объеме проектов, поддержанных фондом. Однако в прошлом году возродился интерес к работам европейских документалистов. И тут цифры говорят сами за себя. Если в 2011 году из 72 проектов было поддержано лишь 2 документальных, а в 2012 году из 68 проектов лишь 3 документальных, то в 2013 году в числе 72 одобренных проектов было уже 8 документальных фильмов. Стоит обратить внимание, что помимо документальных фильмов фонд также поддерживает и полнометражную анимацию. Главное условие, чтобы хронометраж любого заявленного фильма был не менее 70 минут. Кстати, интерес к анимационным лентам также растет, и прошлый год можно назвать рекордным в этом смысле – 7 проектов получили поддержку.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.